Приём в школу по новым правилам
Родители (законные представители), дети которых пойдут в 1 класс в 2021 году, а также родители, дети которых переходят в другую школу, должны ознакомиться с новым Порядком приёма детей на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования (далее – Порядок), который утвержден приказом Минпросвещения России от 2 сентября 2020 г. № 458. Приказ вступил в силу 22 сентября 2020 года. При этом приказ Минобрнауки России от 22 января 2014 г. № 32 с внесенными в него изменениями утратил силу.
На что родителям школьников следует обратить внимание в новом Порядке приёма в школу?
Отметим, что многие действующие нормы, установленные приказом Минобрнауки РФ от 22.01.2014 г. №32, сохранились в новом Порядке, но есть достаточно много изменений.
О сроках приёма
Распорядительный акт о закреплении школы за микрорайоном должен издаваться муниципалитетом не позднее 15 марта текущего года. Школа должна опубликовать этот документ на своём сайте в течение 10 календарных дней с момента его издания.
Приём заявлений на обучение в первый класс для детей, проживающих на закреплённой территории, а также имеющих право на внеочередной, первоочередной и преимущественный приём, начинается 1 апреля и завершается 30 июня текущего года. Директор школы издаёт приказ о приёме детей в течение 3-х рабочих дней после завершения приёма заявлений.
Для детей, не проживающих на закреплённой территории, приём заявлений о приёме на обучение в первый класс начинается 6 июля до момента заполнения свободных мест, но не позднее 5 сентября текущего года.
Особые права при приёме в школу
Согласно Порядку, поступающие в школу разделены на следующие группы: «внеочередники», «первоочередники» и «преимущественники».
Так, право преимущественного приёма на обучение по образовательным программам начального общего образования получили дети, проживающие в одной семье и имеющие общее место жительства, в те образовательные организации, в которых обучаются их братья и (или) сёстры.
Дети с ОВЗ принимаются на обучение по адаптированной образовательной программе только с согласия их родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций ПМПК.
Поступающие с ОВЗ, достигшие возраста восемнадцати лет, принимаются на обучение по адаптированной образовательной программе только с согласия самих поступающих.
Вступительных испытаний при приёме в первый класс, как и раньше, не проводится, однако школы с углубленным или профильным изучением отдельных дисциплин, могут
проводить индивидуальный отбор учеников, имеющих способности к их изучению. Это же правило касается образовательных учреждений в сфере спорта и искусства.
О порядке подачи заявления о приёме
Заявление и документы о приёме в школу можно подать лично или по почте заказным письмом с уведомлением о вручении, или по электронной почте школы или её электронной информационной системы, или через официальный сайт школы, или с помощью сервисов государственных или муниципальных услуг.
Образец заявления о приеме на обучение размещается школой на своих информационном стенде и официальном сайте в сети Интернет.
Заявление о приёме могут подавать не только родители, но совершеннолетний поступающий. Дополнительные согласия и заявления теперь брать не нужно.
Какие сведения указываются в заявлении?
Согласно Порядку, в заявлении о приёме на обучение следует указать:
-
фамилию, имя, отчество ребенка и родителя;
-
дату рождения ребенка;
-
адрес места жительства или адрес места пребывания ребенка и родителя;
-
адрес электронной почты, номер телефона родителя или поступающего;
-
сведения о наличии права внеочередного, первоочередного или преимущественного приема;
-
сведения о потребности ребенка в обучении по АОП или в создании специальных условий;
-
согласие родителя или поступающего на обучение по АОП;
-
язык образования;
-
родной язык из числа языков народов Российской Федерации;
-
государственный язык республики Российской Федерации, если школа предоставила такую возможность;
-
факт ознакомления родителя с уставом, образовательной лицензией, свидетельством об аккредитации, с общеобразовательными программами и другими документами, которые регламентируют образовательную деятельность школы, права и обязанности учащихся;
-
согласие родителя или поступающего на обработку персональных данных.
Школа осуществляет проверку достоверности сведений, указанных в заявлении о приеме на обучение, и соответствия действительности поданных электронных образов документов.
Какие документы требуется предъявить при приёме?
Родитель (законный представитель) несовершеннолетнего поступающего или совершеннолетний поступающий при приеме должен предъявить:
-
копию паспорта или другого документа, удостоверяющего личность;
-
копию свидетельства о рождении ребенка или документа о родстве;
-
копию документа об опеке или попечительстве – при необходимости;
-
копию документа о регистрации ребенка по месту жительства или по месту пребывания на закрепленной территории или справку о приеме документов для регистрации по месту жительства;
-
справку с места работы родителя или законного представителя, если ребенок претендует на прием вне очереди и в первую очередь;
-
копию заключения ПМПК;
-
аттестат об основном общем образовании, если ученик поступает в 10-й или 11-й класс.
О личном деле школьника
На каждого ребёнка, принятого в школу, формируется личное дело, в котором хранятся заявление о приеме на обучение и все представленные родителем(ями) законным(ыми) представителем(ями) ребенка или поступающим документы (копии документов).
С какими документами школа должна ознакомить родителей
(законных представителей) поступающего?
При приеме на обучение школа обязана ознакомить поступающего и (или) его родителей (законных представителей): со своим уставом, с лицензией на осуществление образовательной деятельности, со свидетельством о государственной аккредитации, с общеобразовательными программами и другими документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности, права и обязанности обучающихся, под личную роспись.
В соответствии с СанПин 2.4.2.2821-10, расчетное количество обучающихся в классах определяется исходя из расчета площади на одного обучающегося и расстановки мебели. Площадь учебных кабинетов принимается без учета площади, необходимой для расстановки дополнительной мебели (шкафы, тумбы и другие) для хранения учебных пособий и оборудования, используемых в образовательной деятельности, из расчета:
— не менее 2,5 м на 1 обучающегося при фронтальных формах занятий;
— не менее 3,5 м на 1 обучающегося при организации групповых форм работы и индивидуальных занятий.